Главное


Принципы построения ГАС ШП

Вопросы применения высокочастотных ГАС ШП в настоящее время в современной гидроакустической технике совершенно не изучены. Кроме того по ряду источников можно сделать ошибочные выводы, что потребность использования высокочастотных станций ШП не актуальна [5]. Фактически, потребности использования ГАС для военной промышленности (требования увеличения дальности обнаружения) привели к тому, что вся современная гидроакустическая техника ШП стала использовать низкочастотный (НЧ) диапазон частот для максимальных дистанций обнаружения. Как правило, современные ГАС ШП используют диапазон частот от 0,3-0,6 до 5-8 кГц при использовании носовых антенн ШП и 0,01 - 3 кГц при применении гибких протяженных буксируемых антенн [5].

Использование низкочастотного диапазона пеленгования в ГАС ШП естественно потребовало увеличения апертуры приемных антенн ГАС ШП и, соответственно, массогабаритных характеристик всей ГАС. Фактически, к настоящему времени апертуры антенн ГАС ШП стали сопоставимы с шириной корпуса ПЛ в носовой оконечности, размеры антенн достигают 0,5…0,8 диаметра корпуса и 0,2-0,5 длины борта [5].

То есть в целом в современной гидроакустике подход по построению ГАС ШП характеризуется:

- уходом в область НЧ и увеличением габаритов антенн практически до габаритов носителя;

- использованием такихширокоапертурных НЧ антенн ГАС ШП для обнаружения ПЛ и НК, как в ближней, так и в дальней зонах;

- совмещением на базе широкоапертурных НЧ антенн ГАС ШП задач военного назначения и части задач обеспечения навигационной безопасности плавания;

- полным отсутствием применения ГАС ШП в диапазоне выше 8…9 кГц.

Для обеспечения освещения ближней обстановки в высокочастотном диапазоне используются только активные ГАС навигации и миноискания [5]. При этом современные активные ГАС военного назначения при обзоре пространства в пределах 1-3 км потребляют от 1 до 40 КВт электроэнергии. Также, в указанных системах для увеличения качества обнаружения в ближней зоне разработчики стремятся увеличивать апертуру антенны, например, на атомная ПЛ Вирджиния носовая цилиндрическая активная высокочастотная ГАС миноискания и обзора ближней обстановки была увеличена в диаметре до 3,5-4,5 м.

Для обеспечения навигационной безопасности ТПЛ в настоящее время используются и то не всегда, только сверх высокочастотные активные ГАС ближнего обзора с рабочими частотами 400 - 1000 кГц в основном типа ГАС «ColorImage» с дистанциями обнаружения донных препятствий до 20-30 м. в секторе около 60-90 град. Какие-либо научные разработки о достаточности такого подхода в обеспечении навигационной безопасности плавания отсутствуют. Мало того организации разработчиков ТПЛ с водоизмещением свыше 1000 т, предлагают просто ограничиваться применением однолучевой курсовой ГАС.

В целом можно утверждать, что тенденция использования высокочастотного диапазона для обеспечения навигационной безопасности плавания ограничена областью активных ГАС обзора ближней обстановки, характеризующихся:

- увеличением габаритов антенн и мощности излучаемых сигналов;

- совместным использованием широко апертурных антенн для решения задач военного назначения (обнаружения мин и торпед в активном режиме) и задач обеспечения навигационной безопасности плавания (обнаружения надводных судов, айсбергов, подводных скал и рифов, подводных лодок) на дистанциях 1,5…2,5 км.

При рассмотрении данных материалов, казалось бы, можно сделать вывод о неэффективности использования высокочастотных станций ШП, в связи с отсутствием их применения в настоящее время. Очевидным образом возникает вопрос, имеют ли ГАС ШП высокочастотного диапазона какие-либо перспективы применения.

Другие статьи по теме

Исследование параметров оптоволоконного тракта
За последние годы достигнут значительный прогресс в создании новых перспективных средств связи, повышающих качество и эффективность передачи информации различного вида, расширяющих услу ...

Генератор линейно возрастающего напряжения
Электроника является универсальным и исключительно эффективным средством при решении самых различных проблем в области сбора и преобразования информации, автоматического и автоматизиров ...

Устройство управления шаговым двигателем
На сегодняшнем этапе развития информационных технологий, все шире внедряются в производство с системой автоматизированного управления. На ряду с такими важными элементами, как первичные ...

www.techspirit.ru © 2019